Тренинг "Нестандартные схемы управления персоналом в ресторанном бизнесе". Кейс 1. Как я разрабатываю объявления о найме официантов, и почему мне на них приходит больше откликов, чем вам
Тренинг "Нестандартные схемы управления персоналом в ресторанном бизнесе". Кейс 2. Ответы, которые я получаю от претендентов ДО собеседования
Тренинг "Нестандартные схемы управления персоналом в ресторанном бизнесе". Кейс 3. Вопросы и кейсы, помогающие раскрыть все, что скрыто
Тренинг "Нестандартные схемы управления персоналом в ресторанном бизнесе". Кейс 4. Пока официанты не будут хотеть работать – они работать не будут
Тренинг "Нестандартные схемы управления персоналом в ресторанном бизнесе". Кейс 5. Пойду, спрошу на кухне…
ЛОЯЛЬНОСТЬ
И НЕБЛАГОНАДЕЖНОСТЬ ПЕРСОНАЛА 19. Риск, вызванный увольнением персонала, занятого
в ресторанном бизнесе
Работать
с потенциально неблагонадежным сотрудником - очень тяжело, но расставаться с ним
- тяжело вдвойне. Если данный работник занимал менеджерскую позицию и у него был
допуск к финансовой отчетности, или календарю расчета с поставщиками, или он был
в курсе технологических карт на фирменные блюда ресторана, ради которых туда ходят
постоянные гости, - да мало ли что еще, - все это при увольнении может легко стать
достоянием конкурентов, а также лиц, заинтересованных в мошенничестве. Впрочем,
персоналу контактной зоны и рядовым поварам тоже, наверняка, при случае будет,
чем поделиться. Увольнение сотрудников почти всегда представляет для компании
потенциальную опасность. И особенно это актуально в том случае, когда они обладают
такими чертами личности, как обидчивость, мстительность, агрессивность и т. п.
Когда
человек искренне полагает, что был уволен незаслуженно, есть три варианта развития
дальнейших событий. Большинство, несмотря на негодование, отпустит все на тормозах,
какая-то часть (особенно это характерно для законопослушных сотрудников) - попробует
прибегнуть к услугам адвоката и, соответственно, подаст иск в арбитражный суд,
другая - не верящая в силу закона, а потому не утруждающаяся его соблюдением,
- вполне может начать действовать "своими силами". Если некто считает
себя несправедливо уволенным, он может попытаться тем или иным способом отомстить
бывшему работодателю. Какой может быть эта месть? В некотором смысле, ответ можно
предположить.
Допустим,
уволены шеф-повар или су-шеф. В таком случае - с точностью до 90 процентов - какая-то
часть меню (а может и все) будет воспроизведена в другом заведении. Как правило,
лица, причастные к разработке новых блюд, уверены, что это их личное "ноу-хау".
Они, конечно, ошибаются, ибо по российскому законодательству, никакое произведение,
созданное в процессе трудовых отношений, не является объектом собственности работника,
если договором не предусмотрено иное. Но ресторану, откуда были уволены сотрудники,
будет нанесен урон. А если это не ресторан, а фаст-фудовская сеть, где рецептуры
априори имеют более высокую ценность ввиду дополнительных проработок? Или сеть
предприятий питания с фирменной продукцией?
Когда
из кафе или ресторана увольняется системный администратор, ждите прорех и сбоев
в работе компьютеров и систем автоматизации. И это не народная примета, это -
данность в том случае, если работник обладал вышеперечисленными чертами характера.
При расставании с неблагонадежным бухгалтером, могут начаться частые проверки
контролирующих органов. С менеджером по персоналу - массовый уход лучших кадров.
Так
можно ли минимизировать риски, связанные с увольнением? Ответ утвердительный.
Для начала стоит пересмотреть стратегию найма как обслуживающего, так и управляющего
персонала. При проектировании ресторанной кухни вы, как правило, обращаетесь в
соответствующую организацию, где работают профессионалы, специализирующиеся на
проектировании. Но разрабатывая штатное расписание для своего заведения и набирая
персонал, большинство рестораторов вменяют сие в обязанности управляющему, ни
то, что не обращаясь в рекрутинговые компании, но даже не имея в штате специалиста
должной квалификации. Каждому кажется, что люди проще, чем оборудование, то есть,
уж как-нибудь отличим плохого сотрудника от хорошего. Ан-нет.
Во-первых,
часто принимаются на вакантные должности люди, которым свойственно создавать вокруг
себя проблемное поле. Нельзя принимать на работу мстительных, агрессивных сотрудников,
даже если вам импонирует их агрессивность, которую вы на стадии собеседования
склонны рассматривать как "здоровую" и необходимую для ряда управленческих
должностей. Во-вторых, четко дифференцируйте ведущих и ведомых. Если должность
подразумевает один тип личности, а вы закрываете эту вакансию сотрудником другого
типа, - проблем, как правило, не миновать. В-третьих, всеми возможными способами
минимизируйте текучесть кадров. В этом помогут повышение эффективности на стадии
найма, а также правильная мотивация персонала. В-четвертых, если уж надо уволить,
постарайтесь это сделать таким образом, чтобы не возникало психологических причин
для мести. Да, конечно, иногда складываются ситуации, при которых требуется "громкое"
и "показательное" увольнение. Но в большинстве случаев, расстаться можно
и "тихо".
Наконец,
в-пятых, наряду с разработанными должностными инструкциями, у вас в заведении
должны быть разработаны и технологии увольнения. Причем, никогда не стоит их привязывать
к конкретным людям. Только к должностям, например, "Технология увольнения
бармена (официанта, администратора и т.д.)". Зная схему взаимодействия персонала
предприятия питания, несложно предположить, что мог знать тот или иной увольняемый
сотрудник, до какой степени и на кого могло распространяться его влияние, какую
информацию при желании он может разгласить.
ЛОЯЛЬНОСТЬ
И НЕБЛАГОНАДЕЖНОСТЬ ПЕРСОНАЛА 20. Как достичь лояльности сотрудников на предприятиях
питания
Мы
с вами много говорили о проблеме неблагонадежности ресторанного персонала. Но
существует ли реально действующий механизм, позволяющий снизить риск возникновения
оного? Эффективный найм, оценка кандидатов на замещение вакантных должностей,
проверка резюме и рекомендаций предыдущих работодателей - это все понятно. А если
человек уже работает, и как-то не с руки вдруг ни с того ни с сего запрашивать
эти рекомендации… Тогда выход один - мотивация персонала, а через нее - управление
лояльностью.
Мало
кто из рестораторов задумывается над простой и казалось бы очевидной связью между
лояльностью работников заведения, возвращением гостей и финансовым успехом компании
в целом. Мы все больше негодуем на наших барменов, официантов, поваров, ибо не
верим в возможность рассматривать последних в т.н. "долгосрочной перспективе".
Хотя, на самом деле, секрет эффективности ресторанного бизнеса (и популяризации
отрасли) - именно в ней.
Как
только линейный персонал перестанет рассматривать свою работу в кафе или ресторане
как временную, изменится и отношение к ней. Как следствие, изменится уровень удовлетворенности
ресторанной аудитории степенью услужливости и качеством обслуживания.
Благонадежность
и лояльность - понятия, которые воспринимаются как весьма близкие по смыслу и
в некоторых случаях используются как синонимы. Однако, есть различия: если под
первым подразумевается определенный набор личностных качеств индивида, то под
вторым - его отношение к чему-то конкретному, в данном контексте - заведению,
в котором он работает. Парадоксально, но факт: неблагонадежный человек может быть
лояльным, и наоборот.
Допустим,
некто, обладающий достаточным количеством качеств, позволяющих соотнести его с
"группой риска" по степени неблагонадежности (скажем, агрессивный, жадный,
грубоватый "лидер" - исполнительный директор, управляющий) мотивирован
рублем и готов пойти по головам, чтобы вверенное ему заведение процветало. Или
честный, работоспособный принципиальный сотрудник (например, менеджер по HR) категорически
не приемлет выплату "черной" з/п персоналу и отсутствие оформления работников
по трудовой книжке, в виду этого готов уволится, имеет предложение от конкурентов
и агитирует лучших работников перейти вместе с ним.
Таким
образом, говоря о лояльности работника, мы говорим о: - Способности и готовности
смириться с одними требованиями и глубоко принять другие. - Стремлении сохранять
свое рабочее место и выполнять должностные обязанности наилучшим образом -
Соблюдении принятых правил.
О
лояльности официантов, барменов, поваров и управленческого персонала можно судить
по качеству выполняемой ими работы. Многим рестораторам лояльность работников
понятна даже при беглом взгляде на их действия.
С
каким выражением лица персонал контактной зоны встречает гостей, как предлагает
меню, приносит / убирает приборы, меняет пепельницы и т.д. Или насколько гигиенично
рабочее место повара на момент начала приготовления очередного заказа. Определить
наличие лояльности в целом не составляет труда, более сложной задачей оказывается
составление прогноза: что произойдет с текущим уровнем лояльности конкретного
работника, если, например, он получит предложение перейти к конкуренту с повышением
дохода вдвое. Увы, лояльность тоже имеет цену. Причем каждый более серьезный уровень
оценивается дороже.
В
целом различают несколько высот лояльности: - Лояльность на уровне внешних
атрибутов. Если вы хотите, чтобы временно нанятый персонал был предан интересам
фирмы и расхваливал товар, представляя его на ярмарке-выставке, наденьте на него
фирменные майки и кепки. Большинство работников больших ресторанных сетей негативно
относятся к обсуждению посетителями их заведений достоинств сетей-конкурентов.
Но вне пределов кафе или ресторана, в которых работают, воспринимают хвалебные
отзывы о последних более сдержанно и даже, порой, склонны разделить их. Что можно
ожидать от лояльности на уровне внешних атрибутов? Немногого… - Лояльность
на уровне поступков, поведения. Проиллюстрировать эту высоту может следующий пример.
Один из известных московских ресторанов заказал цикл тренингов по сервису и обслуживанию
иностранных гостей. Занятия было решено проводить с каждой сменой отдельно - в
их выходной. Необходимость дополнительного обучения была для официантов очевидна,
по их же просьбе в тренинг был добавлен модуль с обслуживанием на английском языке,
но смириться с выходом на работу в выходной смогли не все. Надо ли говорить, что
лояльность на уровне поступков также имеет четко выраженные границы распространения.
С другой стороны, в большинстве случаев просить большего от наемных работников
не приходится. - Лояльность на уровне удовлетворенности оплатой труда. Здесь
можно привести негласный девиз данной высоты: "Вы хорошие, пока я получаю
свои деньги". По-моему, все понятно. Вашего сотрудника может перекупить каждый,
кто предложит ему чуть более, чем "30 серебреников", и цена такой лояльности
прямо пропорциональна самооценке сотрудника в рублевом эквиваленте. - Лояльность
на уровне убеждений. Это максимальный уровень лояльности, который весьма желателен
для сферы обслуживания, но говорить о его сколько-нибудь массовом распространении
в индустрии гостеприимства говорить пока не приходится. Впрочем, ресторану достаточно,
чтобы лояльными на уровне убеждений были хотя бы 10 процентов персонала, в первую
очередь, управляющий менеджмент. - Лояльность на уровне идентичности. Высший уровень
лояльности, который (за редким исключением) может быть лишь у владельцев бизнеса.