Чтобы
повысить вероятность обмана, вам достаточно создать ситуацию, при которой этот
обман будет выгоден персоналу, и такую мотивацию работников, чтобы им не оставалось
никакого другого стимула, кроме того, при котором "что смогу взять - то и
мое". Иными словами, чаще всего вероятность обмана, злоупотреблений, неблагонадежности
и махинаций повышается в том заведении, где есть для этого "благоприятное"
проблемное поле. Рассмотрим его аспект подробнее. Проблемное
поле - это большая прореха в психологической составной управления персоналом.
Условия найма, обстоятельства, ввиду которых соискатель устроился к вам на работу,
окружающая обстановка, традиции, принятые "старичками" кафе или ресторана,
возможность предварительной договоренности их друг с другом, общепринятые среди
официантов, барменов, поваров правила игры, все это и многое другое вкупе формирует
социальный климат трудового коллектива. И при малейшем попустительстве в его формировании,
у работников возникает "лазейка" для неблаговидных поступков. То есть,
возникает проблемное поле, повышающее вероятность обмана. Помните, воруют и лгут
только там, где владелец заведения позволяет это делать. Например, ситуация собеседования.
И коммуникационный (у многих соискателей, даже если им не свойственен обман, есть
факты биографии, о которых им не хотелось бы распространяться перед потенциальным
работодателем, это не значит, что они будут лгать, просто умолчат о них), и мотивационный
(если работник пришел к вам на собеседование, значит ему нужна эта работа) контексты
способствуют созданию проблемного поля. Существует
три основных пути развития коммуникации: - Контекст обязывает коммуникатора
лгать - Контекст обязывает коммуникатора говорить правду - Контексту безразлично,
будет коммуникация ложной или правдивой. Контексты,
предполагающие или допускающие ложь довольно часто возникают при необходимости
сокрытия махинаций, совершенных коллегами по цеху. На ваш вопрос о воровстве такого-то
сотрудника, другой официант смотрит на вас честными глазами, и факт воровства
категорически отрицает, хотя вами уже доказано обратное. Он уверен, что должен
соврать, чтобы не сдать товарища. Еще один пример: сокрытие факта порчи имущества
тем же коллегой. С точки зрения убеждений "допрашиваемого", он вам не
лжет. Ибо нельзя назвать ложью стремление разведчика даже под пытками сохранить
военную тайну. | Существуют
еще ситуации, когда работник считает, что у него есть причины лгать. Например: -
Правда может быть опасна для его положения в коллективе (вплоть до увольнения) -
По его мнению, вы не нуждаетесь в правде - По его мнению, вы не достойны правды -
Солгав, он достигнет каких-либо благ, которые остро ему сейчас необходимы и т.д.
Контексты,
обязывающие коммуникатора говорить правду, напротив, многими будут расценены как
неблаговидные поступки, вплоть до доносов и предательства. Среди вашего персонала
вполне могут оказаться принципиальные работники, которые категорически не приветствуют
воровство, и едва им становится известно о таком факте, как они информируют о
нем вас. Мотив у них может быть различный: кто-то действительно принципиален и
непримирим, а кто-то хочет просто выслужиться и снискать ваше расположение, -
в общем, мотив пока оставим за кадром. Независимо от него, с точки зрения коллектива
данный поступок будет крайне неблагонадежным и значительно усугубит проблемное
поле. К
третьей группе относятся контексты, при которых коммуникация может быть как ложной,
так и правдивой. И здесь все будет зависеть от мотивации работника, а также его
личностных качеств. Мы вышли из возраста, когда задумываешься "что такое
хорошо, что такое плохо", и наши морально-этические качества давно уже сформированы.
Поэтому не будем морализировать, просто свыкнемся с мыслью: реальность такова,
что существуют тысячи причин, вызывающих как ложь, так и правду. Эти причины можно
сгруппировать по признаку главного мотива, например: - Внутреннее состояние,
убеждение, понимание ситуации - Давление со стороны других людей; - Давление
со стороны обстоятельств, контекста. Мотивация
коммуникатора не статична, она может изменяться от одного полюса к другому: от
уверенности в необходимости солгать до желания сказать правду. Какой из полюсов
притянет сильнее, будет зависеть от наличия и величины проблемного поля в вашем
коллективе.
Кадрина
Айситулина для Restaurant Explorer |