Неблагонадежность
персонала, занятого в индустрии общественного питания, на протяжении многих лет
остается притчей во языцех. Фраза "плох тот бармен, который зарабатывает
меньше хозяина" стала крылатой, о нечестных поварах и официантах писали еще
дореволюционные газеты. Самое страшное, что обслуживающий персонал в своем большинстве
даже не отрицает сопричастности к прямой или опосредованной утечке материальных
средств из кассы заведения, в котором работает. Основная отговорка смешна, нелепа,
но, к сожалению, все еще актуальна для России - "так все же воруют, вот и
я". Автор
лично и неоднократно наблюдал ситуации типа такой: один бармен, недоливая пива,
говорил другому - "мне чужого не надо, но своего я тоже не отдам", понимая
под "своим" тот объем, который по праву должен был бы принадлежать гостю.
Внимание: он не лукавил даже перед собой, ибо внутренне был абсолютно уверен в
правильности собственных действий. Мол, это "дотация" к жалким чаевым
и еще более жалкой, в его понимании, заработной плате. Люди,
идущие работать в индустрию гостеприимства - в частности, на позиции официантов,
барменов, поваров, заранее, еще до своего согласия на работу, недовольны уровнем
оплаты. Он откровенно низок, а молодежь имеет завышенное представление как о собственной
квалификации, так и о способностях, личностных качествах, порой - внешних данных.
В общем, по мнению еще даже не устроившегося на работу сотрудника, платить вы
ему должны в разы больше, а раз не платите - он имеет полное право взять себе
сам. Взять все, что удастся. Иногда
удается взять только то, к чему есть доступ. Карикатуры на "несунов",
уходящих с работы, обвешанными рулонами туалетной бумаги, из журналов советского
времени, также до сих пор не потеряли своей актуальности. Из кафе и ресторанов
перекочевывают в московские, петербургские, саратовские и прочие квартиры: еда,
напитки, посуда, столовые приборы, моющие и стиральные средства, бумажные и тканевые
салфетки, канцелярские товары, короче говоря, все, до чего удается дотянуться
таким горе-работникам. Конечно,
я не буду говорить, что к последним относится 100 процентов вашего коллектива.
Нет. Как правило, воруют в заведении не больше трети персонала, остальные являются
тихими соучастниками. | Тихими
- ибо молчат; причем не считают, что совершают своим молчанием противозаконное,
напротив, по их мнению, они - едва ли не герои, ибо не выдают своего коллегу.
Некоторые из них испытывают зависть к смелости и умениям махинатора добавить что-то
к официальной оплате. И в этом тоже не видят криминала. Подумайте, когда вы смотрите
детектив или боевик, в каком проценте случаев сочувствуете и сопереживаете не
тому герою, который играет на стороне закона? Вот, здесь примерно также. Есть
еще один немаловажный аспект, который дает сознанию работников разрешение воровать
(заметьте, как правило, слов типа "воровать" ими вообще не используется,
потому что "взять свое" - это не воровство): ваше отношение к соблюдению
законов. В той или иной степени о соблюдении ТК (по крайней мере, той его части,
где говорится о правах), ваш персонал знает неплохо. И то, что в кафе или ресторане
нет оформления на работу, не оплачивается отпуск или больничный, объявляется официальной
лишь мизерная часть заработной платы, в барменах и официантах притупляет "внутреннего
цензора", позволяя "добирать". Ну, а если и законные (в их понимании)
чаевые сдаются в общий котел, после чего раздаются всем в равных долях, здесь
обиженных будет еще больше. Впрочем, с поварами, которые не являются персоналом
контактной зоны, следовательно, не имеют возможности получения чаевых, ситуация
обратная: они считают себя незаслуженно забытыми на этом празднике жизни, если
чаевые не делятся. Каждый
ваш сотрудник, каждый руководитель и менеджер постоянно сталкивается в своей работе
с фактами нарушения правил, инструкций, а то и закона. Причем, большая часть нарушений
ведется с вашего молчаливого одобрения (или даже является вашим непременным требованием).
Вот и срабатывает инстинкт: если позволено Юпитеру, позволено и быку. Причем,
обслуживающий персонал впитал это позволение на обще-генетическом уровне. Даже
если вы набираете штат из официантов и барменов, не имеющих опыта работы, все
равно в скором времени начнутся недостачи. Страшно еще и то, что о многих из них
вы даже не догадываетесь. При сверке или пересдаче обнажаются лишь самые очевидные
из них.
Кадрина
Айситулина для Restaurant Explorer |