Формула «прикормки» строится на трех базовых элементах:
законе меньшинства, факторе жесткости и силе контекста. Первый связан с
вопросом «кто?» и подразумевает, что 10 процентов представителей любой целевой
аудитории влияют на покупательское поведение оставшихся 90 процентов. Фактор
жесткости и сила контекста имеют отношение к таким аспектам молвы, как «что
сделал? (что случилось?)» и «где?»
Социологами доказано, что с информацией, опубликованной в
СМИ, знакомится энное число человек, которые потом разносят ее по своим
друзьям, родственникам, приятелям и людям, которые так или иначе оказываются в
момент передачи рядом. (Это знакомство возможно и не через печатное слово, а
через собственные вкусовые рецепторы, как в случае с дегустацией, описанной
ранее, или посредством слова, услышанного в заведении). Но чтобы это произошло,
информация или впечатления должны чем-то зацепить будущего «разносчика», и
тогда он становиться как бы соучастником не только создания «эфира» сарафанного
радио, но и – сам о том не подозревая – помощником в «прикормке» других.
Примеров может быть довольно много: от флаеров на столиках
кафе или ресторана с обещанием какой-то интересной для потенциального
разносчика информации программы до публикации на новостном портале о гастролях
известного шеф-повара. Для каждой группы потребителей должна разрабатываться
своя «основная идея» слуха, т.к. молодежи, посещающей сеть чайных, и успешным
бизнесменам, имеющим после работы обыкновение зайти в виски-бар, нужны
различные по силе контекста информационные поводы. Первые практически постоянно
и очень охотно обсуждают: что, где и когда они видели, слышали, ели. Вторые –
гораздо реже, более сдержанно, но вес их слова в обсуждениях не в пример выше.
Таким образом, в лексикон маркетологов вошло устойчивое
выражение «лидеры мнений», обозначающее лиц, восприимчивых к информационным
«прикормкам» и готовых распространять идею (слух), важную для заказчика – в
нашем случае, ресторатора. Как правило, наиболее часто среди лидеров мнений
оказываются люди, к которым мы все подсознательно прислушиваемся. Это, в том
числе, известные ресторанные критики, журналисты, блоггеры…
Их влияние на
распространение информации тем сильнее, чем больше личная заинтересованность в
поводе (разумеется, я имею в виду не материальную заинтересованность, а т.н.
вовлеченность). Эти люди являются, простите за слэнг, «центровыми» сети, узлами
информации, передаваемой из уст в уста, они помогают заведениям устанавливать
связь с целевой аудиторией.
Кстати, это одна из причин, почему
журналистов-фудрайтеров надо холить и лелеять. Дело не в пресловутых
пресс-релизах и публикации новостных информационных поводов, дело в
формировании лояльности работников СМИ для подсознательной помощи в дальнейшем
распространении важной и нужной для вас информации.
Самый недорогой и эффективный способ поиска и «вербовки»
лидеров мнений – отраслевые форумы, он-лайн-конференции, те же тематические
блоги. В эпоху, когда мнения все чаще выявляются посредством Интернета,
цифровой след, оставляемый ими, помогает быстро и эффективно войти в контакт с
нужными людьми. Как иллюстрацию можно привести пример, взятый из другого
бизнеса, построенного на развлечении: компания NewLineCinema однажды предложила
поклонникам эпического романа Толкиена «Властелин колец» прислать свои советы
по поводу фильма, который должен был сниматься по этому произведению. Надо ли
говорить, что этим она загодя привела в действие «эффект Хоторна» и создала
армию приверженцев на тот момент еще даже не начавшей сниматься картины.
Примерить данный «фасон» на кафе или ресторан также не
составит труда. Сделайте «прикормку», спросите совета, стимулируйте тем самым
открытое обсуждение. Через несколько недель информированность о вашем бренде
станет существенно выше, обеспечив благодаря технологии маркетинга общения
перетекание слухов, мыслей и домыслов от одного потенциального гостя заведения
к другому. Вовлеченность, ваяемая благодаря диалогу, создает у лидеров мнений
расположение и чувство сопричастности, что, собственно, и двигает ими. Раньше
все это могло бы называться порядком подзабытым сегодня словом «пропаганда».
Единой формулы для оптимизации «прикормок» и стимуляции по
превращению лидеров мнений в адептов нет. В каждом конкретном случае
(заведении) надо искать что-то свое, новое, неожиданное, ни в коем случае не
повторяемое и тем более, не набившее оскомину. Перед тем, как запустить
механизм распространения слухов, необходимо ответить на несколько вопросов:
1. Содержит ли ваша ресторанная концепция что-то
принципиально отличающееся?
2. Предлагает ли заведение нечто такое, что объективно
лучше, чем у конкурентов?
3. Имеете ли вы точное представление, кто для вашего бизнеса
может быть выбран на роль лидеров мнений?
4. Есть ли у вас выход на них?
5. Готов ли ваш ресторан провести для них дегустацию
(например, для журналистов-фудрайтеров) или иным способом предоставить
бесплатную возможность ознакомиться с продуктом / услугой?
6. Возможно ли после дегустации или ознакомления иным
способом проведение фокус-группы?
PR как часть маркетингового плана ресторана
Сегодняшний ресторанный бизнес построен на удовлетворении потребительского спроса. В идеале, открытие нового предприятия питания предваряется проведением маркетинговых исследований, в частности, выявлением портрета целевой аудитории -посетителей, которых организаторы хотели бы видеть в заведении. Но зачастую, после того, как информация получена, рестораторы не знают, что с ней делать, как привлечь желаемую публику.
Продвижение предприятия питания через СМИ
Прошли те времена, когда PR ресторана был целиком и полностью рассчитан на служителей пера. Более того, сегодня три четверти PR должны быть обращены к потенциальным гостям, остальная часть - к партнерам компании, аналитикам, поставщикам и контролирующим инстанциям, которые тоже хотят иметь четкое представление о вашем заведении. Необходимо понять ожидания каждой из этих групп, и какие инструменты наилучшим образом подходят для работы с ними.
«Приманки» и «мишени» на службе у ресторатора
Что делать, если у ресторана нет денег на продвижение, бывает ли PR с нулевым бюджетом? Да, бывает. Однако следует учесть одну закономерность: если средства ограничены, то и PR также будет ограниченным. К сожалению, даже в таком большом городе как Питер, это весьма распространенное явление. В том, что касается малозатратного PR, нередко наблюдается следующая ситуация: отсутствие бюджета приводит к отсутствию мотивации исполнителей, что сказывается на "интересности" повода и оборачивается низкой заинтересованностью изданий, которым необходимы яркие информационно-насыщенные события.
О паблисити и маркетинге общения
Кризис – особенное время. Пожалуй, впервые мы по-настоящему четко осознали, что главный человек в нашей отрасли – гость. Да что там, теперь он – босс, который сам выбирает правила игры. Владелец ресторана – человек бизнеса, отдающий свое время, силы, воображение, знания и опыт в обмен на деньги посетителей. Кажется, львиная доля его усилий должна быть направлена на привлечение публики. Но PR по-прежнему один из самых игнорируемых рестораторами маркетинговых инструментов даже, несмотря на то, что этот инструмент может быть наименее затратным и рискованным, а также наиболее эффективным и удобным в применении, стоит им только научиться пользоваться.
С чего начать разработку малозатратной PR-кампании?
Довольно часто ресторанный бизнес, да наверное и не только ресторанный, грешит pr-кампаниями, которые поднимают шумиху вокруг себя, а не вокруг заведения, на благо которого должны бы по идее работать. Особенно часто это встречается при открытии кафе и ресторанов. Простор для фантазий огромен, истории у заведения пока нет, вот и принимаются ее писать с чистого листа.
А потом хватаются за голову, мол, ну и как это расхлебывать? Именно поэтому вирусный маркетинг и другие технологии маркетинга общения хороши либо как предваряющие появление новой точки (игра на ожидании), либо спустя месяц после открытия, чтобы было хоть какое-то время на доработку возможных неровностей и шероховатостей интерьера, сервиса, кухни.
Вирусный маркетинг для демократичных ресторанов
Все чаще приходится слышать, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Что ж. Если традиционные маркетинговые акции, рассчитанные на продвижение ресторанного бизнеса, сегодня не срабатывают, то самое время… искать нетрадиционные. Необходимость – по-прежнему мать изобретательности, и когда надо раскрутить ресторан с минимальными вложениями, стоит пересмотреть скептическое отношение к технологиям устных коммуникаций.
Кто распространяет слухи?
Формула «прикормки» строится на трех базовых элементах: законе меньшинства, факторе жесткости и силе контекста. Первый связан с вопросом «кто?» и подразумевает, что 10 процентов представителей любой целевой аудитории влияют на покупательское поведение оставшихся 90 процентов. Фактор жесткости и сила контекста имеют отношение к таким аспектам молвы, как «что сделал? (что случилось?)» и «где?».
Ресторан в эфире «сарафанного радио»
Живая молва, распространение слухов, маркетинг из уст в уста, сарафанное радио, маркетинг разговоров, вирусный маркетинг, театральный маркетинг, действующее место продажи, - все это маркетинг общения. Некоторые серьезные маркетологи не принимают его всерьез, считая «странной коммуникационной альтернативой». Но во время кризиса, когда многие из нас встали перед выбором: либо предпринять что-то экстраординарное и попытаться выжить, либо вешать замок на дверь ресторана и закрывать бизнес «до лучших времен», выбирать не приходится. Сейчас все средства, несущие возможность увеличения оборачиваемости столов и удержания постоянных завсегдатаев, хороши.
Скрытый, раскрытый и открытый методы маркетинга общения
Существует три основных метода, используемых при разработке кампаний, построенных на маркетинге общения: скрытый, раскрытый и открытый. В первом случае потребитель никогда не знает (и не должен узнать), что является объектом маркетинговой акции. Это сложно осуществить, но зато ресторанная публика, порядком уставшая от рекламной «бомбардировки», наиболее отзывчива на данный метод, который предполагает притягивание подобного подобным.
Технологии
Кадрины Айситулиной, автора книги "Тренинги персонала в ресторане"
Как
улучшить ресторанное обслуживание и повысить сервис? С помощью тренингов! Проведение
тренингов - это новая для многих рестораторов задача. Перед тем, как приступить
к ней, имеет смысл внимательно ознакомиться с условием: постараться увидеть, что
дано, и что требуется доказать (или в нашем случае, к какому результату придти).
Из математики помнится, что не все задачи имеют решения, а потому перед выбором
в пользу тренинга для обслуживающего персонала следует проанализировать, какие
именно аспекты работы официантов хочется исправить.
Как
правило, большинство предприятий испытывают одинаковые трудности, хотя и различающиеся
историей появления, а также причинами, лежащими в их основе. Обычно рестораторы
осознают необходимость дополнительного обучения, когда ситуация зашла уже далеко,
например, жалобы от клиентов приобрели массовый характер. Чтобы не допустить таких
осложнений, следует сегодня, сейчас задуматься: умеют ли ваши сотрудники обслуживать?
Не только
раскрыть перед гостем меню, записать заказ, принести его, чтобы позже протянуть
папку со счетом, - обслуживать, разговаривая с человеком, объясняя, рекомендуя,
интересуясь, возможно даже предвосхищая его желания, ведь многие посетители приходят
в ресторан именно за этим. Часто говорят - официанты озабочены только чаевыми,
молодые люди изначально не имеют никакого желания улучшать качество обслуживания,
если только это не отразится на их личном доходе.
Отчасти
действительно так, но ничего предосудительного в подобном положении дел нет. Хорошо
обслужил - получи хороший "чай", личная выгода долго будет одним из
сильнейших мотиваторов для работников сервиса. Впрочем, в ряде случаев официанты
готовы сделать все, чтобы гость остался доволен, но не знают, в чем это "все"
должно выражаться. Кого-то из них учили действовать по определенному алгоритму:
войди в контакт, выясни потребности, предложи меню и винную карту, развей сомнения,
заверши продажу. Все верно, только знания - это еще не умения, а тем более - не
навыки.
Надо
ли говорить, что любое обучение должно быть комплексным, учить персонал общению
с гостями, но не затрагивать при этом технику презентации меню и винной карты
- по крайней мере, опрометчиво.
Прививать
навыки продаж, но не давать механизм работы с возможными возражениями и сопротивлениями
(это в большей степени относится к дополнительным предложениям - банкетам или
комплексным обедам для туристических групп), тем более.
Пренебрегать
тренингом командообразования - все равно, что сознательно обрекать себя на частую
смену обслуживающего персонала, так как неважные отношения внутри коллектива вряд
ли будут способствовать приятному микроклимату в заведении. Все эти тренинги имеет
смысл включить в годовую программу обучения.
Четкой
формулировке задач тренинга должна способствовать развернутая диагностика, так
называемый SWOT-анализ (Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны,
Opportunities - возможности, Threats - угрозы). Перед тем, как вы перейдете к
ней, хочется заранее предупредить: предлагаемый ниже вариант - это не тест. В
нем не будет ответов, потому что усредненного решения для разных наборов проблем
существовать не может. Тем не менее, ответив на все вопросы, вы с большой долей
вероятности увидите, насколько вашим официантам необходимо дополнительное обучение,
и какие именно тренинги повысят их эффективность.
SWOT-анализ
широко применяется в маркетинге и на сегодняшний день является одним из самых
простых, но в тоже время действенных методов определения бизнес-ситуации. Как
правило, он активно используется в процессе планирования, но может сослужить неплохую
службу и в диагностике. Этот метод основывается на структурировании имеющихся
знаний о текущем положении дел в компании, - в нашем случае кафе или ресторане,
а также ближайших перспективах развития бизнеса. Мы предлагаем использовать облегченный
вариант SWOT для самоопределения необходимости дополнительного обучения официантов
и другого обслуживающего персонала. Данный способ позволяет "пролить свет"
на стратегию заведения, раскрывает истинное положение дел в постановке обслуживания,
а также используется в качестве одного из методов измерения эффективности тренинга,
для чего следует по завершении обучения провести вторичный SWOT-анализ и сравнить
данные. >>