13.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I.
Общие положения 1. Инструкция по организации и осуществлению государственного
пожарного надзора в Российской Федерации (далее - Инструкция) разработана в соответствии
с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
в области пожарной безопасности и определяет порядок организации и осуществления
государственного пожарного надзора должностными лицами органов управления и подразделений
Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (далее - ГПС МЧС России) за соблюдением требований пожарной безопасности
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими юридическими лицами,
независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм собственности
(в том числе юридическими лицами иностранных государств, далее - юридические лица),
и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. 2.
В Инструкции применяются следующие основные понятия (термины): - Государственный
пожарный надзор (далее - ГПН) - специальный вид государственной надзорной деятельности,
осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений ГПС МЧС
России в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения
их нарушений; - государственный инспектор по пожарному надзору - должностное
лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими
полномочиями по осуществлению ГПН; - органы, осуществляющие ГПН (далее - органы
ГПН), - Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России;
органы управления ГПС МЧС России, создаваемые в субъектах Российской Федерации,
органы управления специальных подразделений ГПС МЧС России; территориальные подразделения
ПС МЧС России, создаваемые в субъектах Российской Федерации, специальные подразделения
ГПС МЧС России, а также органы управления ГПС МЧС России, создаваемые в административных
округах города Москвы, и региональные отделы ГПС МЧС России, создаваемые в административных
округах города Москвы;
-
мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного
контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых
исследований (обследований, испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки
и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю; - объект
контроля (надзора) - деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
и граждан по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности,
в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию,
здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование,
агрегаты, изделия и иное имущество; - акт проверки соблюдения требований пожарной
безопасности - документ строгой отчетности установленной формы, составленный по
результатам мероприятия по контролю на объекте контроля (надзора); - предписание
органа ГПН - обязательный для исполнения документ строгой отчетности установленной
формы, составленный и направленный (врученный) от имени органа ГПН юридическому
лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину и содержащий
законные требования по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
приостановлению полностью или частично работы предприятий (отдельных производств),
производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений,
проведению отдельных видов работ, устранению нарушений требований пожарной безопасности
при производстве товаров (работ, услуг), снятию их с производства, прекращению
выпуска или приостановлению реализации товаров (работ, услуг); - производство
по делам об административных правонарушениях - деятельность государственных инспекторов
по привлечению юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей
и граждан к административной ответственности (предупреждению, административному
штрафу) за административные правонарушения в области пожарной безопасности, предусмотренные
законодательством Российской Федерации. 3. Порядок взаимодействия органов ГПН
с другими надзорными органами определяется соглашениями, заключенными в установленном
порядке. 4. Государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами
Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России, органов
управления ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской Федерации, органов
управления специальных подразделений ГПС МЧС России, территориальных подразделений
ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской Федерации, специальных подразделений
ГПС МЧС России, а также органов управления ГПС МЧС России, создаваемых в административных
округах города Москвы и региональных отделов ГПС МЧС России, создаваемых в административных
округах города Москвы, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определенными Приказом
МЧС России от 20.06.2002 № 302 "Об утверждении Перечня должностей личного
состава Государственной противопожарной службы МЧС России и соответствующих им
прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора"
(зарегистрирован Минюстом России 19.07.2002, регистрационный № 3603). Основными
направлениями осуществления государственного пожарного надзора является контроль
за: - соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления; - соблюдением требований пожарной безопасности при
проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений,
расширении и техническом переоснащении предприятий и организаций; - соблюдением
требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию завершенных строительством
зданий, сооружений; - соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации
объектов контроля (надзора); - соответствием производимой, выпускаемой или
реализуемой продукции установленным требованиям пожарной безопасности.
II.
Обязанности, права и ответственность государственных инспекторов 5. Государственные
инспекторы обязаны: - исполнять предоставленные законодательством Российской
Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных
требований в области пожарной безопасности; - соблюдать законодательные и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, права юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и граждан при осуществлении мероприятий по контролю; - проводить
мероприятия по контролю на основании и в соответствии с распоряжениями (приказами)
руководителей органов ГПН о проведении мероприятий по контролю и в порядке, установленном
настоящей Инструкцией; - проводить в ходе мероприятий по контролю за соблюдением
требований пожарной безопасности разъяснительную работу по применению законодательства
о техническом регулировании, информировать о существующих нормах и правилах в
этой области; - посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только
во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения
и распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН о проведении мероприятия по контролю;
-
не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя
присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам,
относящимся к предмету проверки; - предоставлять должностным лицам юридического
лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим
при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую
информацию; - знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального
предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю; -
при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие
указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья
людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения
прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; -
доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации; - знать и выполнять требования нормативных правовых актов и нормативных
документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению ГПН;
-
уметь оформлять служебную документацию в объеме своей компетенции; - знать
требования нормативных документов по пожарной безопасности в объеме, необходимом
для осуществления ГПН на обслуживаемой территории (объекте); - знать противопожарное
состояние и пожарную опасность объектов на обслуживаемой территории и контролировать
выполнение юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями
и гражданами требований пожарной безопасности; - вести в установленном порядке
документы и материалы, отражающие деятельность юридического лица или индивидуального
предпринимателя по обеспечению пожарной безопасности на объектах контроля (надзора),
а также деятельность органов ГПН по осуществлению ими надзорных функций (далее
- контрольно-наблюдательные дела); - в установленном порядке вести учет проводимой
работы и ее анализ по направлениям деятельности в соответствии с должностными
обязанностями; - осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с
другими надзорными органами, ведомственной, муниципальной и добровольной пожарной
охраной, объединениями пожарной охраны; - анализировать состояние пожарной
безопасности на обслуживаемой территории (объекте); - выполнять другие обязанности,
установленные законодательством Российской Федерации и должностными инструкциями,
а также распоряжения вышестоящих государственных инспекторов, отдаваемые в пределах
их компетенции. 6. Государственные инспекторы в соответствии с предоставленными
им в установленном порядке полномочиями имеют право: - осуществлять государственный
пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами; - проводить
мероприятия по контролю на объектах контроля (надзора) в целях проверки соблюдения
требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; - посещать, с согласия
граждан, их земельные участки, жилые и иные помещения в целях осуществления мероприятий
по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности; - участвовать
с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства,
а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов; -
проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы,
выборочные проверки разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации
в части ее соответствия требованиям пожарной безопасности; - давать юридическим
лицам, индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные
для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства,
прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих
требованиям пожарной безопасности; - осуществлять контроль за выполнением требований
по сертификации в области пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками)
веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые
в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной
безопасности при обращении с ними; - взаимодействовать с органами по сертификации
и испытательными лабораториями, аккредитованными в системе сертификации продукции
и услуг в области пожарной безопасности и системе сертификации ГОСТ Р, а также
территориальными органами Госстандарта России и органами по контролю за качеством
и безопасностью товаров (услуг); - приостанавливать, в пределах своей компетенции,
полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных
участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных
видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего
угрозу возникновения пожара и/или безопасности людей, а также в случае невыполнения
этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции,
расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других
объектов; - вести, в пределах своей компетенции, от имени органов, осуществляющих
ГПН, производство по делам об административных правонарушениях; - вносить в
организации и выдавать должностным лицам представления о принятии мер по устранению
причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в
области пожарной безопасности; - вызывать в органы управления и подразделения
ГПС МЧС России должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и
материалам о пожарах, получать от них необходимые документы и объяснения; -
налагать в соответствии с законодательством Российской Федерации административные
взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов),
за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения
в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное
исполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГПС МЧС России; - требовать
и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти,
органов государственной или исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан сведения
и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о происшедших пожарах
и их последствиях; - отменять (изменять) незаконные и необоснованные решения,
принятые нижестоящим государственным инспектором, изложенные в предписаниях, постановлениях
о наложении административного взыскания, предписаниях о приостановлении полностью
или частично работы предприятий (отдельных производств), производственных участков,
агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов
работ, предписаниях на устранение нарушений требований пожарной безопасности при
производстве товаров (работ, услуг), снятие их с производства, прекращение выпуска
или приостановление реализации товаров (работ, услуг), а также принятые по жалобе
гражданина или должностного лица, либо по протесту прокурора; - проводить консультации
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам пожарной
безопасности. 7. При проведении мероприятий по контролю государственные инспекторы
не вправе: - проверять выполнение требований, не относящихся к области пожарной
безопасности и компетенции органа ГПН, от имени которого действуют должностные
лица; - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении проверки
должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных
предпринимателей либо их представителей; - требовать представление документов,
информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий
по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов,
относящихся к предмету проверки; - требовать образцы (пробы) продукции для
проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе
образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы,
установленные государственными стандартами или иными нормативными документами; -
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную
в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации; - превышать установленные сроки проведения
мероприятий по контролю; - совершать иные действия, не предусмотренные действующим
законодательством. 8. При осуществлении ГПН изданные в установленном порядке
указания и распоряжения вышестоящих государственных инспекторов обязательны для
исполнения нижестоящими государственными инспекторами. Вмешательство иных должностных
лиц в деятельность государственных инспекторов не допускается. 9. Государственные
инспекторы за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей
и неправомерное использование предоставленных им прав несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
14.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (продолжение)
III.
Полномочия и основные направления деятельности по организации и осуществлению
ГПН 10. Полномочия органов ГПН устанавливаются законодательными актами Российской
Федерации в соответствии с разграничением полномочий федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области пожарной безопасности. Главное управление
Государственной противопожарной службы МЧС России реализует полномочия федерального
надзора России в области пожарной безопасности непосредственно и через соответствующие
органы ГПН. 11. Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС
России в пределах своей компетенции: - руководит и контролирует деятельность
органов управления и подразделений ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской
Федерации по организации и осуществлению ГПН; - организует проверки объектов
контроля (надзора), в том числе федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; -
издает обязательные для исполнения документы, определяющие порядок организации
и осуществления ГПН государственными инспекторами; - разрабатывает самостоятельно
или совместно с заинтересованными организациями нормативные документы по пожарной
безопасности; - рассматривает нормативные документы по пожарной безопасности,
разработанные федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами
ГПН; - рассматривает в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную
и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию,
расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других
объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности
или при отсутствии указанных требований; - делегирует письменно (в отдельных
случаях) право согласования градостроительной и проектно-сметной документации
при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности федеральных
нормативных документов или при отсутствии указанных требований соответствующему
органу ГПН; - информирует в установленном порядке органы государственной власти
о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов; -
выполняет иные функции федерального надзора России в области пожарной безопасности,
установленные законодательством Российской Федерации. 12. Региональные центры
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий МЧС России: - контролируют соблюдение законности должностными
лицами ГПС МЧС России при осуществлении ГПН; - осуществляют сбор, обобщение
и анализ показателей, характеризующих деятельность по осуществлению ГПН; -
координируют деятельность подчиненных органов управления ГПС МЧС России по разработке
территориальных нормативных документов по пожарной безопасности; - участвуют
в мониторинге применения норм и правил пожарной безопасности; - изучают и распространяют
положительный опыт, новые эффективные формы и методы осуществления ГПН; - обобщают
практику надзорной деятельности и готовят предложения для проведения корректирующих
мероприятий в области организации и осуществления ГПН; - организуют проведение
аттестаций государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их
установленным квалификационным требованиям; - проводят работу с письмами и
обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам
осуществления ГПН; - взаимодействуют со средствами массовой информации по освещению
работы органов ГПН; - информируют в установленном порядке полномочных представителей
Президента Российской Федерации в федеральных округах, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации о состоянии пожарной безопасности населенных
пунктов, организаций и объектов; - ведут контроль за работой "телефонов
доверия" и проведением анализа информации, поступающей по этим телефонам. 13.
Органы управления ГПС МЧС России, создаваемые в субъектах Российской Федерации,
органы управления специальных подразделений ГПС МЧС России: - осуществляют
ГПН непосредственно и через государственных инспекторов соответствующих органов
ГПН; - руководят и контролируют работу подразделений ГПС МЧС России по организации
и осуществлению государственного пожарного надзора на обслуживаемой территории; -
определяют порядок учета объектов контроля (надзора); - ведут самостоятельно
учет сведений и анализ деятельности нижестоящих органов ГПН, обобщают полученную
от подчиненных подразделений ГПС МЧС России информацию по учету и анализу, предусмотренную
настоящей Инструкцией; - определяют периодичность проведения мероприятий по
контролю на объектах контроля (надзора), если это не установлено законодательством
Российской Федерации и настоящей Инструкцией; - организуют и проводят комплексные
проверки организации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности; -
информируют в установленном порядке органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности объектов
контроля (надзора) на соответствующей территории; - взаимодействуют с добровольной
пожарной охраной, объединениями пожарной охраны, а также страховыми организациями
в области противопожарного страхования; - взаимодействуют в целях обеспечения
пожарной безопасности с территориальными надзорными органами, а также с органами
лицензирования, органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными
в системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности и системе
сертификации ГОСТ Р, с территориальными органами Госстандарта России и органами
по контролю за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг); - организуют
контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации
товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также за изготовителями
(поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации
на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности
и меры пожарной безопасности при обращении с ними; - организуют работу по проведению
проверок по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; -
координируют и контролируют производство по делам об административных правонарушениях; -
организуют выборочные проверки проектных организаций на соответствие проектно-сметной
документации требованиям пожарной безопасности; - рассматривают и подготавливают
заключения в части соответствия требованиям пожарной безопасности по градостроительной
и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию,
расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других
объектов при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности или
при отсутствии указанных требований; - рассматривают в установленном порядке
противопожарные мероприятия, компенсирующие отступления от требований пожарной
безопасности, изложенных в территориальных нормативных документах по пожарной
безопасности и нормах проектирования; - определяют перечень государственных
инспекторов, представляющих органы ГПН в комиссиях (советах) по пожарной безопасности,
комиссиях по выбору площадок (трасс) для строительства и по приемке в эксплуатацию
завершенных строительством (реконструкцией) объектов; - организуют участие
государственных инспекторов в проведении противопожарной пропаганды и обучении
населения и работников организаций мерам пожарной безопасности; - информируют
в установленном порядке органы государственной власти и органы местного самоуправления
о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов; -
вносят в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения
об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории
и разрабатывают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при введении
особого противопожарного режима; - проводят мониторинг применения требований
нормативных документов по пожарной безопасности. 14. Территориальные подразделения
ГПС МЧС России, создаваемые в субъектах Российской Федерации, специальные подразделения
ГПС МЧС России, органы управления ГПС МЧС России, создаваемые в административных
округах города Москвы, и региональные отделы ГПС МЧС России, создаваемые в административных
округах города Москвы: - организуют деятельность государственных инспекторов,
включая планирование и анализ результатов этой деятельности; - ведут учет объектов
контроля (надзора); - обеспечивают проведение расследований по делам о пожарах
и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; - организуют и осуществляют
проведение мероприятий по контролю на объектах контроля (надзора), расположенных
на обслуживаемой территории; - разрабатывают и утверждают в установленном порядке
должностные обязанности государственных инспекторов с учетом их специализации
по направлениям осуществления ГПН; - обеспечивают в порядке, установленном
настоящей Инструкцией, участие государственных инспекторов в работе комиссий по
выбору площадок (трасс) для строительства, а также комиссий по приемке завершенных
строительством (реконструкцией) объектов; - ведут учет пожаров и их последствий
на обслуживаемой территории, а также другие виды учетов, предусмотренных настоящей
Инструкцией; - определяют перечень государственных инспекторов, представляющих
соответствующие органы ГПН в комиссиях (советах) по пожарной безопасности; -
обеспечивают производство по делам об административных правонарушениях; - информируют
органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов,
организаций и объектов; - вносят в органы местного самоуправления предложения
об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории
и разрабатывают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при введении
особого противопожарного режима; - обеспечивают контроль за соответствием требованиям
пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих
обязательной сертификации, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов,
изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке
указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при
обращении с ними.
IV.
Организация надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах
контроля(надзора) 15. Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности
на объектах контроля (надзора) осуществляется в ходе проверок, проводимых в рамках
мероприятий по контролю.
16.
Проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся
с целью контроля за выполнением обязательных требований пожарной безопасности
на объектах контроля (надзора). Внеплановые проверки проводятся с целью контроля
исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной
безопасности, выявленных в результате проведения плановой проверки. 17. Внеплановые
проверки проводятся органами ГПН также в случаях: - получения информации от
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти
о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических
процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно
причинить угрозу жизни, вред здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан,
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - возникновения угрозы жизни
и вреда здоровью граждан, повреждения имущества, в том числе в отношении других
юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей; - обращений граждан,
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав
и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и/или индивидуальных
предпринимателей, граждан, связанными с невыполнением ими обязательных требований
пожарной безопасности, а также иной информации, подтверждаемой документами и иными
доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений (обращения,
не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, не могут служить основанием
для проведения внеплановой проверки). Внеплановые проверки в случаях, указанных
в абзацах втором и третьем настоящего пункта, могут проводиться по мотивированному
решению органа ГПН, в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, использующих однородные объекты контроля (надзора). 18. Проверки
проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН. 19.
Распоряжение (приказ) руководителя органа ГПН о проведении проверки либо его копия,
заверенная печатью соответствующего органа ГПН, предъявляется государственным
инспектором, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу
юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебными
удостоверениями участников проверки. Проверка может проводиться только теми
государственными инспекторами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении
проверки. 20. Продолжительность мероприятия по контролю за обеспечением пожарной
безопасности в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя
не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью
проверки большого количества зданий и сооружений, проведения специальных исследований
(испытаний), экспертиз со значительным объемом работы на основании мотивированного
предложения государственного инспектора, осуществляющего проверку, руководителем
органа ГПН или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может
быть продлен, но не более чем на один месяц. 21. В соответствии со списками
объектов контроля (надзора) в органах ГПН составляются и ведутся списки особо
важных и режимных объектов, а также списки организаций, на которых в обязательном
порядке создается пожарная охрана. 22. На объектах контроля, включенных в список
особо важных и режимных объектов и список предприятий, на которых в обязательном
порядке создается пожарная охрана, в том числе содержащаяся за счет средств федерального
бюджета, плановые проверки осуществляются один раз в два года. Указанные объекты
закрепляются за наиболее подготовленными государственными инспекторами, а объекты
атомной энергетики - лично за руководителем соответствующего органа ГПН. Периодичность
плановых проверок на объектах контроля (надзора), не вошедших в названные списки,
а также в населенных пунктах, устанавливается соответствующими органами ГПН с
учетом результатов анализа обстановки с пожарами и пожарной опасности объектов,
но не чаще одного раза в два года. Периодичность мероприятий по контролю на строящихся
зданиях и сооружениях устанавливается органами ГПН в зависимости от сложности
объектов, сроков и темпов их строительства и с учетом календарных планов выполнения
строительных работ. Эти мероприятия по контролю должны проводиться в процессе
участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию строящихся объектов, но не
чаще одного раза в два года. Проверки федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления должны осуществляться не реже 1 раза в 5 лет. 23. При осуществлении
мероприятий по контролю особое внимание должно уделяться объектам с пребыванием
людей (гостиницы, общежития, детские, учебные, лечебно-оздоровительные учреждения,
объекты социального обеспечения и другие). 24. Мероприятия по контролю проводятся
государственными инспекторами во время исполнения служебных обязанностей с участием
руководителей организаций или выделенных ими представителей. Проверки федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления проводятся комиссией, создаваемой соответствующим
органом управления ГПС МЧС России, во главе с руководителем этого органа управления
или - по его поручению - другим должностным лицом ГПС МЧС России. В состав комиссии
включаются должностные лица ГПС МЧС России, а также (по согласованию) представители
вышестоящих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители
других заинтересованных органов, в том числе федеральных надзоров.
V.
Рассмотрение и согласование градостроительной и проектно-сметной документации 25.
Органы ГПН рассматривают, подготавливают заключения и согласовывают градостроительную
и проектно-сметную документацию в соответствии с предоставленными им полномочиями. 26.
Градостроительная и проектно-сметная документация на строительство объектов, зданий
и сооружений, соответствующая требованиям нормативных документов по пожарной безопасности,
согласованию с органами ГПН не подлежит. При отступлениях от требований нормативных
документов по пожарной безопасности градостроительная и проектно-сметная документация
рассматривается и согласовывается в порядке, определяемом действующим законодательством,
и с учетом настоящей Инструкции.
27.
Для рассмотрения, подготовки заключений и согласования в части соблюдения требований
пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации с обоснованными
отступлениями от требований пожарной безопасности или на объекты, для которых
отсутствуют требования пожарной безопасности, в органах ГПН приказом руководителя
создается экспертный совет. Экспертный совет возглавляет начальник (заместитель
начальника) органа ГПН. В состав совета включаются наиболее квалифицированные
сотрудники органов ГПН. К работе в экспертном совете по согласованию с руководителями
предприятий и организаций могут в установленном порядке привлекаться инженерно-технические
работники предприятий и специалисты научно-исследовательских, проектных и строительных
организаций.
28.
Экспертный совет рассматривает документацию по письменному обращению юридического
лица, индивидуального предпринимателя или гражданина. При рассмотрении представленной
документации анализируется: - пожарная опасность объекта; - эффективность
и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре; -
возможность спасения людей; - эффективность мероприятий, направленных на предотвращение
и ограничение распространения пожара; - возможность доступа пожарных подразделений
к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического
оснащения пожарных подразделений; - возможность воздействия опасных факторов
пожара на третьих лиц, включая людей и имущественный комплекс. При анализе
пожарной опасности объекта и оценки эффективности противопожарных мероприятий
могут использоваться расчетные сценарии развития пожара, распространения опасных
факторов пожара, эвакуации людей, методы оценки риска, в том числе для третьих
лиц. Решение, принятое экспертным советом, с заключением по рассматриваемому вопросу
оформляется протоколом заседания и утверждается председателем экспертного совета. 29.
В компетенцию экспертного совета не входит разработка технических решений, на
которые отсутствуют нормативные документы, или мероприятий, компенсирующих отступления
от норм проектирования. 30. Рассмотрение и подготовка заключения экспертного
совета по градостроительной и проектно-сметной документации, содержащей отступления
от требований пожарной безопасности, производится в срок до 15 дней. По проектным
решениям, на которые отсутствуют указанные требования, или требующим проработки
отдельных технических вопросов с участием специалистов предприятий и учреждений,
срок рассмотрения и подготовки заключения по решению председателя экспертного
совета может быть продлен до 30 дней.
31.
По результатам рассмотрения экспертным советом представленной документации юридическому
лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину выдается выписка из протокола
заседания экспертного совета. При наличии положительного решения экспертного совета
выписка из протокола с приложением необходимых материалов направляется в трехдневный
срок на рассмотрение и согласование в вышестоящий орган ГПН для принятия решения. 32.
Рассмотрение и подготовка заключений по градостроительной и проектно-сметной документации
с обоснованными отступлениями от требований пожарной безопасности или на объекты,
для которых отсутствуют требования пожарной безопасности, может выполняться и
представляться для согласования в Главное управление Государственной противопожарной
службы МЧС России пожарно-техническими научно-исследовательскими учреждениями
и пожарно-техническими учебными заведениями. 33. Заключение органа ГПН распространяется
только на рассмотренную им градостроительную и проектно-сметную документацию и
действует на весь срок проектирования и строительства объекта. 34. Заключение
органа ГПН вступает в силу только после согласования отступлений от норм проектирования
в порядке, определяемом настоящей Инструкцией.