3.
ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" (утв.
постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 г. № 198) Извлечение.
Дата введения 1995.07.01
1.
Область применения Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий
общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных
типов и классов. Положения настоящего стандарта распространяются на предприятия
общественного питания различных организационно-правовых форм. Стандарт пригоден
для целей сертификации при присвоении и подтверждении типа и класса предприятиям
общественного питания. Требования безопасности изложены в 5.2, 5.3, 5.4, 5.6,
5.7, 5.13
2.
Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ
12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования; ОСТ Р 50647-94 Общественное
питание. Термины и определения; 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения;
Л-4-79 Естественное и искусственное освещение; СанПиН 42-123-4117-86 Санитарные
правила. Условия сроки хранения особо скоропортящихся продуктов; СанПиН 42-123-5777-91
Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские
цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое. Примечание. В настоящее время
действуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности
в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001г. №31. МВТ
5061-89 Медико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного
сырья и продуктов, утвержденные Минздравом СССР 01.08.89.
3.
Определения В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими
определениями: 3.1. Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное
для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий,
их реализации и/или организации потребления (ГОСТ Р 50647). 3.2. Тип предприятия
общественного питания - вид предприятия с характерными особенностями обслуживания,
ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям
услуг. 3.3. Класс предприятия общественного питания - совокупность отличительных
признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых
услуг, уровень и условия обслуживания. 3.4. Ресторан - предприятие общественного
питания с высоким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные
и фирменные, а также винно-водочные, табачные и кондитерские изделия; с повышенным
уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха. 3.5. Бар - предприятие
общественного питания, располагающееся за стойкой, реализующее смешанные, крепкие
алкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные
изделия, покупные товары. 3.6. Кафе - предприятие по организации питания и
отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном
ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. 3.7.
Столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей
предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии
с разнообразным (по дням недели) меню. 3.8. Закусочная - предприятие общественного
питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного
вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.
4.
Классификация предприятий общественного питания 4.1. Настоящий стандарт предусматривает
следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая,
закусочная. При определении типа предприятия учитывают следующие факторы: -
ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления; -
техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и
оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.); -
методы обслуживания; - квалификацию персонала; - качество обслуживания (комфортность,
этика общения, эстетика и т.д.); - номенклатуру предоставляемых потребителям
услуг. 4.2. Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых
услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать
следующим требованиям: - люкс - изысканность интерьера, высокий уровень компетентности,
широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, заказных и фирменных блюд, изделий
(для ресторанов); широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей (для
баров); - высший - оригинальность интерьера, выбор услуг, компетентность, разнообразный
ассортимент оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий (для
ресторанов); широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей (для баров); -
первый - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент
фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления (для ресторанов); набор
напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных
(для баров). 4.3. Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.
4.4.
Рестораны различают: - по ассортименту реализуемой продукции: рыбный, пивной;
с национальной кухней или кухней зарубежных стран; - по месту расположения:
ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др. 4.5. Бары
различают: - по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления:
молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар; - по специфике
обслуживания потребителей: видео-бар, варьете-бар и др. 4.6. Кафе различают: -
по ассортименту реализуемой продукции: кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная; -
по контингенту потребителей: кафе молодежное, детское и др. 4.7.
Столовые различают: - по ассортименту реализуемой продукции: общего типа и
диетическая; - по контингенту потребителей: школьная, студенческая и др.; -
по месту расположения: общедоступная, по месту учебы, работы. 4.8. Закусочные
различают: - по ассортименту реализуемой продукции: общего типа или специализированная
(сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия,
гамбургерная и т.д.). 4.9. Рестораны, кафе и бары сочетают производство и организацию
потребления продукции с организаций отдыха и развлечений потребителей.
5.
Общие требования к предприятиям общественного питания 5.1. На предприятиях
общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность
жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения
Правил производства и реализации продукции общественного питания, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 13.04.1993 № 332, санитарных и технологических
норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности. 5.2. На предприятиях
общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по
безопасности услуг: - санитарно-гигиенические и технологические требования
(СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-41 17), сборники рецептур блюд и кулинарных
изделий; - требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов в
соответствии с требованиями МВТ 5061; - экологической безопасности (СанПиН
42-123-5777, СНиП 2.08.02);
-
противопожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004); - электробезопасности (СНиП 11-4). 5.3.
Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные
пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели.
Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее
время. 5.4. На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей,
не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ; складирование тары; размещение
контейнеров с мусором; сжигание мусора, порожней тары, отходов. 5.5. Площадки
с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия
не менее чем на 20 м. Архитектурно-планировочное решение и конструктив здания,
используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02. 5.6.
На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции
о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара. 5.7.
Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и
оборудованием, обеспечивающим необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее
ц холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция,' радио- и телефонная
связь. 5.8. Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух
встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест
в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей
и персонала. 5.9. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса,
формы организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение
собственника), информацией о режиме работы, об оказываемых услугах. 5.10. В
строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть
предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок,
лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные
туалеты. 5.11. Состав помещений для потребителей на предприятиях различных
типов и классов должен соответствовать данным приложения А. В столовых в соответствии
со спецификой обслуживаемых контингентов должны предусматриваться специальные
зоны обслуживания: залы диетического, лечебно-профилактического питания и др. 5.12.
Нормы площади на одно место в зале для различных типов предприятий общественного
питания должны соответствовать данным приложения Б. 5.13. Размещение производственных
помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения
технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение
технологических, санитарных норм и правил.
4.
О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ
РАСЧЕТОВ И/ИЛИ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ
Принят
Государственной Думой 25 апреля 2003 года Одобрен Советом Федерации 14 мая
2003 года Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные
понятия: - контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных
денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая
техника) - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные
машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы; - наличные
денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты
за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги; - фискальная
память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой
техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию
и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для
полного учета наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных
карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного
исчисления налогов; - фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой
техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти; -
фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация
о наличных денежных расчетах и/или расчетах с использованием платежных карт; -
Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр)
- перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории
Российской Федерации.
Статья
2. Сфера применения контрольно-кассовой техники 1. Контрольно-кассовая техника,
включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации
в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями
при осуществлении ими наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием
платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой
техники определяется Центральным банком Российской Федерации. 2. Организации
и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством
Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и/или расчеты
с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае
оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой
отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных
к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается
Правительством Российской Федерации. 3. Организации и индивидуальные предприниматели
в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут
производить наличные денежные расчеты и/или расчеты с использованием платежных
карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов
деятельности: - продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных
киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет
не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и
журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; - продажи ценных
бумаг; - продажи лотерейных билетов; - продажи проездных билетов и талонов
для проезда в городском общественном транспорте; - обеспечения питанием учащихся
и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во
время учебных занятий; - торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах,
а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением
находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок,
автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично
обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений
и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков
внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; -
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами
(за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих
определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том
числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой,
парусиной, брезентом); - продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции
в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта; - продажи в сельской местности (за исключением
районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных
пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах; - торговли в киосках
мороженым и безалкогольными напитками в розлив; - торговли из цистерн пивом,
квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, овощами и бахчевыми
культурами в развал; - приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением
металлолома; - реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы,
оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях
и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных
религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных
организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации; - продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой
оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих
оплату услуг почтовой связи. Организации и индивидуальные предприниматели,
находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов,
районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном
органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять
наличные денежные расчеты и/или расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники.
Статья
3. Порядок ведения Государственного реестра 1. При осуществлении наличных денежных
расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт на территории Российской
Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный
реестр. 2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре
и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской
Федерации. 3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного
реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными
организациями, а также об используемых в ней программных продуктах. 4. Государственный
реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения
и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию
в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений. 5. В случае
исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой
техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока
их амортизации.
Статья
4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации
и применения 1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями
и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения
определяются
Правительством Российской Федерации. При этом контрольно-кассовая техника, применяемая
организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями,
должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или
индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована
в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном
режиме. 2. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой
техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком
Российской Федерации.Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих контрольно-кассовую технику Организации (за исключением кредитных
организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую
технику, обязаны: - осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в
налоговых органах; - применять при осуществлении наличных денежных расчетов
и/или расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику,
опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах
и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию
расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); - выдавать
покупателям (клиентам) в момент оплаты при осуществлении наличных денежных расчетов
и/или расчетов с использованием платежных карт отпечатанные контрольно-кассовой
техникой кассовые чеки; - обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке
документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию
и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам
налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7
настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой
технике, предоставлять им указанную документацию;
-
производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники
введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей
фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Статья
6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику Кредитные
организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона
контрольно-кассовую технику, обязаны: - соблюдать требования, устанавливаемые
Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего
Федерального закона; - применять контрольно-кассовую технику, которая должна
быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами; -
предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном
федеральными законами.
Статья
7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники 1. Налоговые органы: -
осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями
требований настоящего Федерального закона; - осуществляют контроль за полнотой
учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; - проверяют
документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями
контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения
по вопросам, возникающим при проведении проверок; - проводят проверки выдачи
организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; - налагают
штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей,
которые нарушают требования настоящего Федерального закона. 2. Органы внутренних
дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении
последними указанных в настоящей статье контрольных функций. 3. Действие полномочий
налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется
на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований
настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Статья
8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием настоящего Федерального закона Со дня вступления в силу
настоящего Федерального закона признать утратившими силу: - Закон Российской
Федерации от 18 июня 1993 года № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1993, № 27, ст. 1018); - абзацы девятнадцатый-двадцать второй статьи 3 Федерального
закона от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 2). Статья 9. Внесение дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального
закона Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года №
943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 15, ст. 492; Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1992, № 33, ст. 1912; № 34, ст. 1966; 1993, № 12, ст. 429; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3484; 2002, № 1, ст. 2) дополнить абзацем
следующего содержания: "Осуществлять контроль за соблюдением требований к
контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые
определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием
платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей,
проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать
необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении
проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации,
а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства
Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Статья
10. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный
закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. 2.
Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при
осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных
карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.
Президент
Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 22 мая 2003 года № 54-ФЗ