1.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 июля 2003 года № 16 "О некоторых вопросах практики
применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых
машин"
В
связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных
подходов к их разрешению Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации
на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных
судах в Российской Федерации" постановляет дать арбитражным судам следующие
разъяснения. 1. В силу статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях,
осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги,
а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом
случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. При
толковании настоящей нормы судам необходимо исходить из того, что указанное административное
правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок
общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной
системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов). В
целях соблюдения этого порядка в данном случае организацией и индивидуальным предпринимателем
должны исполняться положения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также требования, касающиеся
качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия,
определенные Правительством Российской Федерации на основании пункта 1 ст. 4 Закона.
С учетом изложенного под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать: -
фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине
его отсутствия); - использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной
в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и
5 Закона); - использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный
реестр (соответствующее требование установлено пунктом 1 статьи 3 Закона). (На
основании пункта 5 статьи 3 Закона в случае исключения из названного Государственного
реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация
осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.) - использование
контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью
в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее
требование установлено статьей 4 Закона); - использование контрольно-кассовой
машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее
о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине
пломбы центра технического обслуживания в силу статей 4 и 5 Закона является обязательным
условием допуска контрольно-кассовой машины к применению); - пробитие контрольно-кассовой
машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом). 2.
В соответствии со статьей 1 Закона в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми
машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение
электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических
комплексов. В
связи с этим судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией
или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных
в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены
к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины. 3. Статьей 2
Закона (пункт 1) на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена
обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую
технику. Исходя из положений Закона, сферой его регулирования являются наличные
денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает
услуги). Поэтому судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат
применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным
предпринимателем или
организацией
(покупателем, клиентом). 4. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона, организации
и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством
Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения
контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи
им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков
строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается 5. Пунктом 3 статьи 2 Закона предусмотрен перечень
видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели
в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе
производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники
и без выдачи бланков строгой отчетности. Поэтому с момента вступления в силу Закона,
т.е. с 27.06.2003 г., не подлежит применению "Перечень отдельных категорий
предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения
могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых
машин", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.93 № 745. 6. Рассматривая дела об оспаривании решений административных
органов о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых
машин при продаже гражданам алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо
иметь в виду, что указанное нарушение влечет применение ответственности, предусмотренной
статьей 14.5 Кодекса, а не частью 3 статьи 14.16. 7. В соответствии с примечанием
к статье 2.4 Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные
лица, если законом не установлено иное. Оценивая правомерность применения к индивидуальным
предпринимателям административной ответственности, установленной статьей 14.5
Кодекса, судам следует исходить из того, что, поскольку данной статьей не определено
иное, названные субъекты несут ответственность, предусмотренную для должностных
лиц. 8. При рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов
о привлечении к административной ответственности судам необходимо руководствоваться
общим правилом, закрепленным в статье 4.5 Кодекса, в соответствии с которым постановление
о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ,
оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено
по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения. 9.
Признать утратившим силу Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской
Федерации от 04.08.99 № 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона
Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением".Правительством Российской Федерации. Поскольку
в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается
лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи
указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели
несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения
контрольно-кассовой машины. До момента издания Правительством Российской Федерации
указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными
предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам,
утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной
межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является
основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых
машин. Кроме того, как прямо указано в пункте 2 статьи 2 Закона, предусмотренное
данной нормой правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е.
гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.
2.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРОКАМ ГОДНОСТИ И УСЛОВИЯМ ХРАНЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.3.2.1324-03
I.
Общие положения и область применения 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические
правила нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральными
законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от
30.03.1999, № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14,
ст. 1650); "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000
№ 29-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 150);
"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
от 22.07.1993 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993,
№ 33, ст. 1318), Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля
2000 г. № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической
службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом
нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31,
ст. 3295). 1.2. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к
срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности
и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки
и оборота, а также при их разработке и постановке на производство. 1.3. Санитарные
правила не распространяются на бутилированные и минеральные воды, бактериальные
закваски, стартовые культуры, биологически активные добавки к пище. 1.4. Санитарные
правила предназначены для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, деятельность
которых осуществляется в области производства, хранения, транспортировки и реализации
пищевых продуктов, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор. 1.5. В определенном законодательством
Российской Федерации порядке на пищевые продукты, качество которых по истечении
определенного срока с момента их изготовления ухудшается и ими приобретаются свойства,
опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачивается пригодность для использования
по назначению, устанавливаются сроки годности. Продукты, которые при соблюдении
установленных правил хранения не нуждаются в специальных температурных режимах
хранения, следует считать нескоропортящимися. Продукты, требующие для обеспечения
безопасности специальных температурных и/или иных режимов и правил, без включения
которых они могут привести к вреду для здоровья человека, следует считать скоропортящимися
и особо скоропортящимися продуктами, которые подлежат хранению в условиях холода
и предназначены для краткосрочной реализации.
1.6.
Пищевые продукты при их изготовлении и обороте (производстве, хранении, транспортировке
и обороте) должны храниться при условиях, обеспечивающих сохранение их качества
и безопасности в течение всего срока годности. 1.7. Проекты нормативных и технических
документов и опытные образцы новых пищевых продуктов, в части сроков годности
и условий изготовления и оборота, подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе
и утверждаются в установленном порядке, при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения на документацию. Требования утвержденных документов являются обязательными
для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность
по изготовлению и обороту конкретных видов пищевых продуктов. 1.8. Установленные
сроки годности и условия хранения особо скоропортящихся и скоропортящихся пищевых
продуктов, вырабатываемых по нормативной и/или технической документации, указаны
в Приложении № 1 к настоящим санитарным правилам, если иные сроки годности не
оговорены другими документами. Для аналогичных видов новых пищевых продуктов,
в том числе выработанных по новым технологическим процессам их изготовления, могут
быть установлены те же сроки годности и условия хранения, которые указаны в Приложении
№ 1.
1.9.
Сроки годности и условия хранения на продукты, превышающие сроки и/или величины
температур хранения для аналогичных видов продуктов, представленных в Приложении
№ 1 (пролонгированные), а также сроки годности и условия хранения на новые виды
продуктов, которые не имеют аналогов в указанном Приложении № 1, должны быть обоснованы
в установленном порядке.
1.10.
При обосновании сроков годности изготовителем или разработчиком документации представляется
информация в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиоло- гической
службы Российской Федерации о мероприятиях, способствующих повышению сохранности
пищевых продуктов (усовершенствование технологии; внедрение новых видов упаковки,
улучшенных показателей качества сырья, усиленного санитарного режима при производстве
и т.д.), и результаты испытаний продукции, свидетельствующие об их безопасности
и пригодности к использованию по назначению в течение всего срока годности. 1.11.
Обоснование сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, указанных в
п. 1.10, а также специализированных продуктов для детского и диетического питания
должно проводиться на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы
конкретных видов продукции и комплексных санитарно-эпидемиологических исследований
в установленном порядке. 1.12. Санитарно-эпидемиологические исследования специализированных
продуктов детского и диетического (лечебного и профилактического) питания, а также
продуктов, вырабатываемых с использованием новых технологий и/или с применением
нетрадиционных видов сырья и пищевых продуктов, аналогичных Приложению № 1 настоящих
санитарных правил, проводятся федеральным органом исполнительной власти в области
санитарно-эпидемиологического благополучия, а также в уполномоченных им учреждениях. 1.13.
Сроки годности пищевых продуктов, вырабатываемых по нормативной документации,
должны быть обоснованы на основании результатов широких производственных испытаний
отраслевыми научно-исследовательскими организациями, аккредитованными в установленном
порядке, с участием учреждений, уполномоченных федеральным органом исполнительной
власти в области санитарно-эпидемиологического благополучия. 1.14. При ввозе
на территорию Российской Федерации импортируемых пищевых продуктов и их регистрации
в установленном порядке уполномоченное лицо представляет информацию о регламентации
сроков годности и условий хранения продуктов, а при необходимости - результаты
испытаний продукции в конце указанных сроков и условий хранения. 1.15. При
установлении срока годности консервированных продуктов должны быть разработаны
режимы стерилизации и обоснованы сроки годности (путем проведения испытаний). 1.16.
Санитарно-эпидемиологические заключения о возможности установления сроков годности
скоропортящихся пищевых продуктов; продуктов, изготовленных по новым технологиям
и/или из новых видов сырья; продуктов детского, лечебного и профилактического
питания, в т.ч. консервированных; продуктов, полученных из генетически-модифицированных
источников, выдаются федеральным органом исполнительной власти в области санэпидблагополучия
после проведения экспертизы в уполномоченных им учреждениях по месту расположения
организаций-изготовителей. На другие виды продуктов (нескоропортящихся) санитарно-эпидемиологические
заключения о возможности установления сроков годности выдаются органами и учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы в субъектах Российской Федерации после проведения
санитарно-эпидемиологической экспертизы и испытаний учреждениями госсанэпидслужбы.