индивидуальный бизнес-тренинг
в Институте ресторанных технологий
ПИВНЫЕ ФОРМАТЫ И КОНЦЕПЦИИ
ГАСТРОПАБ (Европа) – место со средневысоким или высоким чеком, где к хорошему пиву подают
изысканные часто региональные блюда
ПИВНОЙ РЕСТОРАН (Европа) – традиционное заведение, категории «выше паба»
БИРШТУБЕ (Германия) – небольшая пивная, предлагающая несколько стандартных «блюд дня».
БРАССЕРИЯ (Франция) - формат, являющийся, по сути, симбиозом кафе, ресторана и паба, встречающийся
в основном во Франции (реже – в Бельгии)
ГОСПОДАРНЯ (Чехия) - небольшой ресторан, где утром и вечером собираются местные жители,
завтракают, обедают, ужинают, отмечают дни рождения, другие праздники
ТАВЕРНА (Греция) –
небольшой приморский ресторан, где гости могут видеть, как готовится их заказ
БАЙЗЕЛЬ (Австрия) – небольшой ресторанчик с незатейливой обстановкой и длинными деревянными
столами, предлагающий пиво, а к нему простую деревенскую еду.
ТРАТТОРИЯ (Италия) – недорогой ресторан, где чаще всего работает все семейство.
Отличается простой деревенской едой
БИСТРО (Европа) –
закусочная быстрого обслуживания с ассортиментом простых в исполнении
технологичных блюд.
ОСТЕРИЯ (Италия) – таверна, харчевня, трактир
ТЕРАСА (Испания) – кафе или ресторанчик на открытом воздухе, множество подобных заведений
расположено на улицах и площадях исторических центров испанских городов
ТАВОЛА КАЛДА (Италия) – бар-столовая, где гости выбирают блюда, выставленные на витрине,
которые им разогревают.
ПЕЧЕНЬЙАРНИКА (Хорватия) – заведение, предлагающее жаренные на гриле мясные блюда, например
большие куски свинины в овощах (чепак) или колбаски (чевапчич)
ГОСТИОНИКА (Хорватия) – придорожный трактир
ПИВНИЦА (Чехия) –
заведение, где пьют пиво под незатейливую закуску
ПАБ (Англия) –
слово произошло от английского publichouse,
своего рода центр социальной жизни района
ФОНДА(Испания) -
трактир
КНАЙПЕ (Германия) – немецкое название бара, где предлагают пиво и кухню пивного толка
БИРАХАНЕ (Турция) – пивная со свежим разливным пивом и закусками
КАНТИНА (Мексика) - мексиканский аналог таверны с ярким национально-колоритным дизайном и
соответствующим меню
БИРХАЛЕ (Германия) – «пивной зал» или «пивной двор», где кроме пива, разливаемого из
больших бочек, можно заказать горячие блюда и салаты
ФРЕЙДУРИЯ (Испания) – закусочная, в меню которой преимущественно блюда из жареной рыбы.
Этот тип заведений встречается чаще всего в Андалусии
БИРРЕРИЯ (Италия) - пивная германо-австрийского толка, где продают бутылочное и бочковое пиво, а
к ним северотирольские и австрийские блюда
КЕБАБЕВИ (Турция) – закусочная, специализирующаяся на кебабах
ТАСКА (Испания) –
бар, как правило, со стоячими местами, где подают небольшие закуски (тапас)
ИМБИСШТУБЕ (Германия) – закусочная с большим выбором сосисок, картофелем-фри, бутербродами
БОКАТЕРИЯ (Испания) – сэндвич-бар
ГРАНЬЯ (Испания) – кафе-закусочная в Каталонии
МЕНЗА (Италия) -
столовая
МЕЙХАНЕ (Турция) – традиционный питейный дом
ЧИРИНГВИТО (Испания) – пляжный снэк-бар
МЕРЕНДЕРО (Испания) – закусочная на открытом воздухе
БИРГАРТЕН (Германия) – дословно: «пивная с садом», летний вариант пивной под открытым
небом. Биргартены появились в Баварии, сейчас во многих городах региона
встречаются подобные заведения
ПИВНОЙ БАР (Европа) – здесь можно заказать кружку пива и закуску пивного толка. Подобные заведения
работают допоздна и, привлекая много гостей, играют на высокой проходимости
Рекрутинг (ситуация на рынке персонала, средние з/п по городу (региону), наиболее авторитетные агентства, занимающиеся подбором кадров для предприятий питания)
Поставщики и производители (мебели, оборудования, продуктов, напитков, инвентаря, аксессуаров.
Согласно историкам, в российском законодательстве уже в 1552
году существовало понятие «трактирный промысел», который определялся как
«содержание открытого публике заведения, где продаются кушанья и напитки для
потребления на месте». Сегодня трактир – еще один формат демократичного
общепита, специализирующийся на русской кухне. По логике, трактиры должны были
бы располагаться у дорог (шоссе, магистралей), ведь название формата отсылает к
слову «тракт», но, как известно, не бывает правил без исключений.
-Название: «Есть охота»
-Ценовая политика заведения: демократичная, фактический
средний чек - 300 руб., книжный – 400 руб. (салаты, закуски, супы - около 100, основные
блюда – около 200). Примерная наценка – 200%.
-Интерьерное и экстерьерное оформление: несколько залов,
решенных в деревенском охотничьем стиле – стены обиты деревом, в их оформлении
использованы чучела промысловых птиц, а также картины, отображающие сцены
охоты. Архитектурная доминанта – открытая кухня с большой дровяной печью (от
зала кухня отделена линией раздачи). Освещение неяркое, приглушенное,
заполняющее: довольно простые лампы в плетеных из ивы абажурах висят под
потолком, по вечерам зажигают столь же простые свечи в форме колб,
расставленные на столиках, буфетах-официантских станциях и подоконниках, или
керосиновые лампы. Окна прикрывают внутренние ставни, через неплотно прибитые
рейки проникает уличный свет.
Деревянные столы на четверых. На столах
одноразовые принты с меню, столовые приборы завернуты в салфетку и помещены в
плетеный из ивовых прутьев стакан, деревянные же солонки и перечницы. У столов
массивные стулья-скамейки. Подача блюд на глиняной терракотовой посуде, под
пиво – кружки, под водку – граненые стопки «а ля совьетик». Хлебная корзина –
по умолчанию; она изготовлена из тех же ивовых прутьев, и является вместилищем
нескольких кусков подогретого ржаного хлеба. Основной материал интерьера:
дерево. Основные цвета: коричневый, бордовый, темно-зеленый, светло-серый.
-Принципы разработки меню (его основная направленность): привычные блюда
русской кухни. Если местоположение трактира допускает утреннее открытие, то
начинайте с завтраков. На завтрак в заведении подобного формата уместно
предложить яичницу с грибами или ветчиной и зеленым луком; сырники со сметаной;
каши. В качестве закусок в любое время дня я бы непременно ввела соленья;
сельдь с репчатым луком и отварным картофелем; холодец; совсем простые овощные
салаты с заправкой из подсолнечного масла и лимонного сока (например, салат из
белокочанной капусты, морковный салат или салат из отварной свеклы с грецкими
орехами).
Пельмени и вареники имеет смысл озвучить в самостоятельном разделе.
Предложите гостям сибирские пельмени; пельмени с курицей; со щукой; вареники с
творогом и картофельные вареники. Предоставьте возможность выбора способа
приготовления – жаренные или запеченные в горшочке. Не забудьте подать зелень и
сметану (желательно отдельно от пельменей / вареников и друг от друга).
В разделе первых блюд должны быть: борщ; рассольник; свежие
щи; уха и солянка. К супам (кроме солянки, которая приготавливается и подается
в горшочке) хорошо предложить маленькие закусочные выпечные изделия. К борщу –
пампушки; к рассольнику - пирожки из дрожжевого теста с почками и рисом; к щам
– с капустой и яйцами; к ухе – с картофелем и жареным луком. Основные блюда в
трактире будут двух видов: жаренные на порционных сковородах и томленые в печи
в горшках.
Мясные блюда первой группы: зразы из свинины и говядины с яйцом,
гарнированные запеченным картофелем; свиная шея с квашеной капустой, тушеной в
томатном соке; антрекот с гречневой кашей и жареным луком. Среди блюд второй
группы мне видятся: свинина с картофелем и солеными огурцами; телятина с гречей
в грибном соусе; зайчатина с фасолью и репой. Блюда из птицы могут быть
представлены: в первом варианте -жаренной куриной ножкой, гарнированной рисом, приготовленным с морковью;
во втором – рагу из утки с картофелем и петрушкой.
Среди блюд из рыбы для
первого варианта приготовления я бы рекомендовала карасей в сметане и сига с
отварным картофелем, заправленным соусом из сливочного масла и лимонного сока.
Для второго – филе трески с луком и морковью, приготовленное втоматном соке и тефтели из щуки и картофеля в
сметано-чесночном соусе.
Десерты в трактире «Есть охота» будут представлены двумя
пирогами: с брусникой и яблоками, а также - с творогом и корицей.
Среди алкогольных и безалкогольных напитков предпочтения
квасу, морсам, чаю (наряду с традиционным должен быть и травяной чай), пиву, сбитню,
медовухе и водке.
-Принципы рекрутинга: так как заведение рассчитано на высокую проходимость,
персонал помимо профессиональных качеств должен обладать достаточной
расторопностью и стрессоустойчивостью.
-Принципы организации сервиса: самообслуживание сочетается с традиционным
обслуживанием посредством официантов. Гости делают заказ на линии раздачи,
оплачивают, берут номерок, а потом присаживаются за столик, куда им по
готовности приносят заказанное.
-Рекламно-маркетинговая политика: разрабатывая
информационные поводы, желательно учитывать сезонность и, сообразно сезонности,
вводить обновления меню. Например, осенью можно попробовать ввести блюда из
тыквы, а к посту – соответственно постные блюда и т.д. Если говорить об акциях,
рассчитанных на увеличение посещаемости, полагаю, следует взять на вооружение
те из них, в которых акцент делается на рост числа повторных запланированных
визитов. Иными словами, ставка на живущих и работающих поблизости, а также их
стимуляцию к выбору трактира «Есть охота» в качестве кежл-заведения.
Этого
можно достичь посредством акций типа «Третий обед за неделю – со скидкой 30
процентов» или «При повторном визите – скидка, в десять раз превышающая
количество гостей, сидевших с вами за столиком». Для этого типа акций
необходимо разработать контрольные бланки – флаеры, на которых официант делает
отметку о данных, сопутствующих визитам. Можно ввести и накопительную систему
скидок, которая также стимулирует повторные визиты. Для активации визитов, совершаемых
спонтанно, следует обеспечить хорошую видимость заведения с трассы (как с магистрали,
так и с тротуаров), это достигается с помощью достойного оформления входной
группы и наличию в зоне доступности наружной (уличной) рекламы заведения.