индивидуальный бизнес-тренинг
в Институте ресторанных технологий
ПИВНЫЕ ФОРМАТЫ И КОНЦЕПЦИИ
ГАСТРОПАБ (Европа) – место со средневысоким или высоким чеком, где к хорошему пиву подают
изысканные часто региональные блюда
ПИВНОЙ РЕСТОРАН (Европа) – традиционное заведение, категории «выше паба»
БИРШТУБЕ (Германия) – небольшая пивная, предлагающая несколько стандартных «блюд дня».
БРАССЕРИЯ (Франция) - формат, являющийся, по сути, симбиозом кафе, ресторана и паба, встречающийся
в основном во Франции (реже – в Бельгии)
ГОСПОДАРНЯ (Чехия) - небольшой ресторан, где утром и вечером собираются местные жители,
завтракают, обедают, ужинают, отмечают дни рождения, другие праздники
ТАВЕРНА (Греция) –
небольшой приморский ресторан, где гости могут видеть, как готовится их заказ
БАЙЗЕЛЬ (Австрия) – небольшой ресторанчик с незатейливой обстановкой и длинными деревянными
столами, предлагающий пиво, а к нему простую деревенскую еду.
ТРАТТОРИЯ (Италия) – недорогой ресторан, где чаще всего работает все семейство.
Отличается простой деревенской едой
БИСТРО (Европа) –
закусочная быстрого обслуживания с ассортиментом простых в исполнении
технологичных блюд.
ОСТЕРИЯ (Италия) – таверна, харчевня, трактир
ТЕРАСА (Испания) – кафе или ресторанчик на открытом воздухе, множество подобных заведений
расположено на улицах и площадях исторических центров испанских городов
ТАВОЛА КАЛДА (Италия) – бар-столовая, где гости выбирают блюда, выставленные на витрине,
которые им разогревают.
ПЕЧЕНЬЙАРНИКА (Хорватия) – заведение, предлагающее жаренные на гриле мясные блюда, например
большие куски свинины в овощах (чепак) или колбаски (чевапчич)
ГОСТИОНИКА (Хорватия) – придорожный трактир
ПИВНИЦА (Чехия) –
заведение, где пьют пиво под незатейливую закуску
ПАБ (Англия) –
слово произошло от английского publichouse,
своего рода центр социальной жизни района
ФОНДА(Испания) -
трактир
КНАЙПЕ (Германия) – немецкое название бара, где предлагают пиво и кухню пивного толка
БИРАХАНЕ (Турция) – пивная со свежим разливным пивом и закусками
КАНТИНА (Мексика) - мексиканский аналог таверны с ярким национально-колоритным дизайном и
соответствующим меню
БИРХАЛЕ (Германия) – «пивной зал» или «пивной двор», где кроме пива, разливаемого из
больших бочек, можно заказать горячие блюда и салаты
ФРЕЙДУРИЯ (Испания) – закусочная, в меню которой преимущественно блюда из жареной рыбы.
Этот тип заведений встречается чаще всего в Андалусии
БИРРЕРИЯ (Италия) - пивная германо-австрийского толка, где продают бутылочное и бочковое пиво, а
к ним северотирольские и австрийские блюда
КЕБАБЕВИ (Турция) – закусочная, специализирующаяся на кебабах
ТАСКА (Испания) –
бар, как правило, со стоячими местами, где подают небольшие закуски (тапас)
ИМБИСШТУБЕ (Германия) – закусочная с большим выбором сосисок, картофелем-фри, бутербродами
БОКАТЕРИЯ (Испания) – сэндвич-бар
ГРАНЬЯ (Испания) – кафе-закусочная в Каталонии
МЕНЗА (Италия) -
столовая
МЕЙХАНЕ (Турция) – традиционный питейный дом
ЧИРИНГВИТО (Испания) – пляжный снэк-бар
МЕРЕНДЕРО (Испания) – закусочная на открытом воздухе
БИРГАРТЕН (Германия) – дословно: «пивная с садом», летний вариант пивной под открытым
небом. Биргартены появились в Баварии, сейчас во многих городах региона
встречаются подобные заведения
ПИВНОЙ БАР (Европа) – здесь можно заказать кружку пива и закуску пивного толка. Подобные заведения
работают допоздна и, привлекая много гостей, играют на высокой проходимости
Рекрутинг (ситуация на рынке персонала, средние з/п по городу (региону), наиболее авторитетные агентства, занимающиеся подбором кадров для предприятий питания)
Поставщики и производители (мебели, оборудования, продуктов, напитков, инвентаря, аксессуаров.
Городское кафе – демократичный
мультиформат, наиболее востребованный в больших городах. Во главе угла
обсуждаемого формата понятия универсальности и вариабельности. По сути – это интерпретация
кофейни, имеющая кухню полного цикла, появившаяся как некая антикризисная мера
лет пять или шесть назад. Причем, речь идет не об экономическом кризисе, а о
т.н. «кризисе жанра», в нашем случае – ресторанного. Хотя отличительная
особенность городских кафе порядком размыта, главные критерии отличия – развитая
«инфраструктура» (от бесплатного интернета до возможности приобретения билетов,
если заведение расположено на пути следования к вокзалам или аэропортам) и
ожидаемое меню. Последнее состоит из наиболее популярных у ЦА блюд –
непременное карпаччо, «Цезарь» в нескольких вариантах, паста с белыми грибами.
Четкой специализации по принадлежности кухни к определенному географическому
региону такие заведения не имеют. Традиционные европейские блюда нередко
соседствуют с суши и роллами. Здесь смешиваются не только блюда, но и люди: и
студенты, и «белые воротнички» офисов находят в них что-то свое, что делает
городские кафе притягательными для инвесторов.
-Название:
«Геометрия»
-Ценовая политика
заведения: демократичная, фактический средний чек - 500 руб., книжный – 600
руб. (салаты, закуски - около 180, супы – около 130, горячее – около 300). Примерная
наценка – 200%.
-Интерьерное и экстерьерное оформление: расположение на оживленной магистрали с
активным пешеходным потоком. Большие панорамные окна, в которые можно наблюдать
спешащих людей. Желательна близость метро. Местоположение должно гарантировать
определенный трафик (при организации системы обслуживания по принципу «фри фло»
- около 300 человек в сутки). Решение входной группы выполнено в соответствии с
логотипом – прямые четкие линии, отчетливо прослеживаемая динамика, простота,
легкость. Внутри пространство строго зонировано: диванная зона, трансформируемая
зона со стульями, зона с контактной барной стойкой. Дизайнерский стиль –
модерн. Цвета: серо-лиловый, фиолетовый «баклажан», розовый, желтый.
Преобладаемые материалы – пластик, закаленное стекло, текстиль. Освещение:
заполняемое (общий свет, светильники размещены на балках под потолком, если
потолки высокие – то опущенных на высоту до
3 м
. от пола), фронтальное (из окон), вечером в
диванной зоне – приглушенное рисующее. Еще одно пожелание к освещению – оно должно
составлять в пространстве кафе выверенный геометрический рисунок. Папка меню
изготовлена из картона.
-Принципы разработки
меню: формат городского кафе подразумевает смешанную кухню, чтобы удовлетворить
вкусам как можно большей аудитории. Оно должно быть довольно сжатым, не более
5-7 блюд в каждом из разделов, и состоять из хитов продаж.
Среди блюд для завтраков
гости подобных заведений хотят видеть: овсяную кашу со свежими ягодами;
гречневую кашу с молоком; сырники; омлеты или яичницы с возможностью дозаказа
топингов к ним; круассаны.
В разделе салатов и
закусок: пара сэндвичей (панини, брускетт); салат из смеси зеленых салатов с
рыбой, птицей или с/к мясом под легкой заправкой на основе оливкового масла и
бальзамико; помидоры с моццарелой; салат-коктейль из креветок; салат из
овощей-гриль с телятиной; карпаччо или тар-тар.
Раздел супов можно
ограничить двумя супами-пюре – скажем, грибным и приготовленным из цветной
капусты; рыбным супом и мясной солянкой.
Из паст имеет смысл
включить три-четыре вида (с грибами; томатами и баклажанами; с сыром; с
морепродуктами).
Среди основных рыбных
блюд должны быть лосось, тунец, кто-нибудь из представителей северного ареала –
сиг, треска или судак; тандем мидий с креветками. Блюда из птицы могут
представляться утиной грудкой и стейком из индейки. Блюда из мяса – телячьей
шеей; корейкой ягненка; свиными эскалопами и стейками из говядины.
Что касается
десертов – предпочтение не привозным, а приготовляемым в заведении: Тирамису;
Пана кота; 2-3 вида штруделей; фруктовый салат. Напитки должны быть
представлены довольно полно: неплохо иметь кофейную и чайную карты (не
обязательно их печатать отдельно от карты напитков), а также линейку пива, вина
среднеценового диапазона, крепкий алкоголь. Уделите максимум внимания коктейльной
карте, которая в городских кафе должна содержать не менее 15-20 классических
коктейлей, причем с возможностью замены одного ингредиента другим.
Чтобы кухня и напитки не
выбивались из общей концепции заведения, их подача «пересекается» с названием
кафе. В нашем случае – пусть создает геометрический рисунок. При выборе посуды
и стекла, имеет смысл остановить выбор на той, которая состоит из прямых
линий.
-Принципы рекрутинга: городские кафе могут предоставлять гостям два вида
сервиса – посредством обслуживания официантами и через линию раздачи. В первом
варианте предпочтение следует отдавать юношам и девушкам в возрасте около 25 лет,
открытым и динамичным. Во втором обслуживать должны ребята 18-23 лет с хорошей
стрессоустойчивостью.
-Принципы организации
сервиса: мультиформатное заведение как правило подразумевает смену одного
формата другим в течение суток. Днем это может быть место для еды, а вечером и
ночью - предлагать развлечения клубного характера. Организация сервиса
непременно подчиняется принципам основного функционала кафе в конкретное время.
-Рекламно-маркетинговая политика: в заведении должно постоянно что-то происходить,
и об этом непременно стоит информировать публику. У вас должен ощущаться
определенный и очень четкий ритм, этакое дыхание, в унисон дыханию города.
Максимально расширьте линейку дополнительных предложений: введите доставку, организуйте возможность приобретения блюд с
собой, предоставьте незапаролированный wi-fi, по вечерам приглашайте модных
ди-джеев, притягивающих аудиторию «до 30», активно посещающую городские кафе.
Поставьте оборудование для караоке, выделите вечер, в который ваша публика
будет точно знать, что «здесь поют». Предоставьте возможность гостям при
желании сфотографироваться на ваш фотоаппарат (как правило, свой они с собой не
берут), и перешлите им фотографии по электронной почте. Демократичный формат
должен прослеживаться не только в еде и гуманном ценнике, но и максимально
широком выборе развлечений в вечерние и ночные часы. Например, возьмите за
правило устраивать специальные цикличные геометрические вечеринки с конкурсами,
розыгрышами, призами для участников. Или еще как-то обыгрывайте название кафе. Создавайте
информационные поводы, помните, люди должны о вас говорить.
Предоставьте гостям возможность
читать свежую прессу за завтраком или ланчем. Поставьте в зале телефонный
аппарат, по которому они смогут звонить. Имейте несколько зарядных устройств
для сотовых телефонов разных моделей, и пусть посетители знают о том, что в
случае разрядки батареи, здесь им могут быстро помочь. Если вдруг на кухне
произошла заминка, предлагайте бесплатные небольшие закуски, которые помогут
скрасить ожидание. Пусть управляющий или шеф-повар периодически выходят в зал и
общаются с публикой. Они могут устраивать в определенные часы лотереи,
выигрышем в которых может быть бесплатный ланч или «геометрическая» скидка на
ужин. Формат городского кафе – один из самых благодарных в плане
дополнительного сервиса, который можно адресовать целевой аудитории.